Батискафы

Батискаф ФНРС-2 Огюста Пикара был первой из построенных камер этого типа. Он совершил всего не­сколько погружений, достигнув в ходе одного из них в 1948 г. глубины 1360 м (хотя и был рассчитан на глу­бину погружения 4000 ж).

Батискаф состоял из прочной сферы, несущего кор­пуса, устройства для хранения и отдачи твердого бал­ласта, прожекторного, сигнального и некоторых других устройств.

Прочная сфера ФНРС-2 внутренним диаметром 2 м и толщиной 90 мм была рассчитана на пребывание двух человек в течение 24 ч и размещение специального оборудования. В ней имелись отверстия: большие — для входного люка диаметром 550 мм и для иллюминатора со стеклом из плексигласа толщиной 150 мм и несколь­ко мелких — для прохода кабелей, трубки глубиномера и вентиляционного воздухопровода, через который в батискаф поступал свежий воздух в надводном поло­жении.

Несущий корпус батискафа длиной 6940, шири­ной 3180 и высотой 5770 мм (вместе со сферой) состоял из одной малой и шести больших цилиндрических ци­стерн общей емкостью 32 м3, выполненных из алюми­ниевого сплава толщиной 3,5 мм и предназначенных для заполнения бензином. Вес батискафа с полным запасом бензина был равен 40 т.

Для обеспечения батискафу положительной плавуче­сти в шести больших цистернах (диаметром 1500 и высотой 3000 мм) размещался основной запас бензина. В малой цистерне диаметром 850 мм, выполнявшей роль уравнительной, также находился бензин. Все ци­стерны были заключены в один обтекаемый стальной защитный корпус с толщиной обшивки 1 мм.

Во избежание разрушения цистерн при погружении, когда с резким возрастанием гидростатического давле­ния изменяется температура воды и, естественно, объем бензина, одна из цистерн имела постоянное сообщение с забортной водой, а другие цистерны соединялись с ней системой трубопроводов для свободного перетека­ния бензина.

Для уменьшения плавучести батискафа в случае необходимости в его уравнительной цистерне имелся вентиль выпуска бензина. Однако при заклинивании этого вентиля в открытом положении существовала угроза утечки бензина из цистерны. На этот случай предусматривалась отдача твердого балласта, благода­ря чему восстанавливалась потерянная плавучесть.

Твердый балласт весом 8 т предназначался главным образом для регулирования скорости погружения бати­скафа в пределах 0,1—1,0 м/сек, которая изменяется в зависимости от температуры забортной воды. Он со­стоял из железной дроби, помещавшейся снаружи прочной сферы в двух воронкообразных выгородках. Нижнюю часть балластных выгородок окружали витки катушек. При пропускании электрического тока через витки катушек создавалось магнитное поле, удерживав­шее балласт от выхода из выгородок и создававшее как бы «пробки» из соединившихся дробинок. При

Страница 1 из 1212...10...Последняя »
Posted in Нпбви