Горькие времена настали для христиан, горше прежнего. Мусульмане не только мучили христиан, а нарочно оскорбляли их религиозное чувство: запрещали службы, торжественные церемонии, церкви, например, обращали в конюшни.
Отравился в Иерусалим папа Сильвестр II,—и ужас объял его при виде бедствия христиан. Его письмо к европейским христианам впервые сразу возмутило всех, и повсюду только и стали говорить это об этом.
Возмущенный этими вестями, собрался морской флот из Генуи, Пизы, но доплыл он только до Сирии и оттуда сталь грозить сарацинам, да только еще хуже этим сделал.
Сарацины их не испугались, только еще строже начали следить за иерусалимскими христианами, еще яростнее стали всячески и учить и притеснять их.
Стали грабить сарацины и Иерусалим, опустошая храмы; волей – неволей христианам приходилось бежать тайком.
А на Западе слухи об этом страшно терзали всех, и все со слезами на глазах передавали это друг другу.
Шел конец X века,— и какое мрачное,какое тревожное было это время! Охватило как-то сразу всех людей смешанное чувство страха и озабоченности. Свои дела у каждого на задний план отошли; все только об одном думали, что гневается Бог на всех, насылает беду за бедой, готовит, миру Свой страшный суд.
В Европе между тем всякие мелочи, всякие небесные явления и бедствия на земле. примечали и приписывали его гневу Божию. На небе появлялась неведомые кометы, метеоры; падал каменный дождь… Бедствие шло за бедствием, и никто ничем иным не хотел объяснить все это. Тем более дорогим и нужным становился Святой город, тем более находилось людей, которые шли на поклонение гробу Господню, готовые на верную смерть.
Эти странствия обращались уже в какую-то привычку, потребность. Бросает человек все дома, берет посох в руки и отправляется в путь. На него все смотрят как на священную личность, провожают и встречают с редкой торжественностью; в чужих краях ему все дома гостеприимно открыты. Иногда целый отряд паломников отправлялся в Иерусалим, словно целое войско.
К тому же суд по закону отсылал в Святую Землю много народа за совершенные преступления ; там несчастные должны были каяться и вымаливать себе у бога прощение.
В 1054 году епископ Литберт стал во главе трех тысяч паломников, чтобы идти в Палестину на помощь страдающим братьям-христианам. Этот отряд назывался в то время „войском Божьим”. Да не дошло это войско до цели. По дороге напали на него неведомые варвары и многих побили; другие же умерли голодной смертью, так и не дойдя до Святой Земли.