27. Боковое соскальзывание в сторону уклона является наипростейшим способом замедления спуска. Ясно, что данный прием имеет большое значение при военных переходах на лыжах.
Чтобы уменьшить скорость спуска, поступают следующим Образом: внутреннюю (ближнюю к центру поворота) лыжу слегка выдвигают вперед, делают приседание и одновременно наклоняют туловище в сторону уклона, подавая плечи несколько внутрь, а таз назад. Чем больше сгибаются колени, тем сильнее повертывается корпус; поворот его передается через ноги на лыжи, которые устанавливаются под небольшим углом к прежнему направлению спуска так, что в конце концов можно на плоско поставленных, равномерно нагруженных и двигающихся с одинаковой скоростью лыжах соскальзывать в диагональном направлении, достигая при этом замедления скорости спуска (рис. 40).
Рис. 40. Боковое соскальзывание в сторону уклона.
28. Методика обучения. Инструктор выбирает средней крутизны спуск с весьма плотным снежным покровом (начинающий ни в каком случае не должен проделывать указанные упражнения на глубоком или вязком снегу). Учащийся спокойно спускается в диагональном направлении; затем он подает вперед верхнюю лыжу и ставит обе лыжи плашмя к склону; при этом лыжи начинают соскальзывать в боковом направлении.
При повторении этого упражнения нужно совершать спуск наискось уже с более крутого склона.
Следуя указаниям инструктора, учащийся (во время спокойного плавного спуска) невольно знакомится с приемом «христианин» (Термин «христиания» в лыжном спорте обозначает одновременный поворот обеих лыж во время спуска, благодаря которому можно тормозить боковым соскальзыванием или делать поворот по дуге). Постепенно поворачиваясь и приседая (руководствуясь указаниями инструктора, корректирующего движения), учащийся постепенно увеличивает крутизну спуска наискось, все более и более приближаясь к прямому спуску в направлении уклона.
От способности учащегося, а также от состояния снежного покрова зависит, можно ли изучать боковое скольжение сразу после усвоения прямого спуска, или же нужно изучать его после поворота «полуплугом».
На очень большой скорости спуска «христианина» часто вытягивают, а не делают рывками. Такая растянутая «христианин» на практике получается сама собой, и специальное изучение ее нецелесообразно.