Двигатель Цандера ОР-1

Сохранившиеся рукописи ученого не только инте­ресны для исследования, над чем кропотливо и настой­чиво работал Цандер, но они и показывают, как он ра­ботал. Особенно интересны материалы и рукописи рас­чета опытного ракетного двигателя на жидком топливе, относящиеся к периоду 1922—1929 гг. В этих расчетах, как и во всей его творческой деятельности, поражает применяемый им обширный математический аппарат. Такой математический аппарат, как у Цандера, опреде­ляющий и обосновывающий идеи ученого, в то время, пожалуй, никем из работавших в этой области не при­водился.

Он писал: «Я, главное, математик». И, как никто другой, ученый использовал свои глубокие математиче­ские познания в исследовании теории космических полетов и в создании методики и практики расчетов первых ракетных двигателей.

Еще в январе 1924 г. Цандер излагал расчет боль­шого по тому времени водородно-кислородного жидко­стного реактивного двигателя с тягой в 1,5 т, который составлял в одном из вариантов часть его межпланет­ного корабля. В дальнейшем, продолжая работать над созданием жидкостного реактивного двигателя, ученый пришел к выводу о необходимости создания вначале опытного, экспериментального двигателя небольшого размера, на котором он будет иметь возможность про­верить правильность своих расчетов и правильность вы­бора конструктивных форм для задуманного им жид­костного реактивного двигателя.

В сохранившихся стенографических записях Цан­дера за 1922 год на 136 страницах даются технические расчеты, схемы и эскизы опытного жидкостного реак­тивного двигателя. Более 70% текста здесь составля­ют выведенные ученым формулы и произведенные им математические расчеты параметров, конструктивных узлов и выходных данных двигателя. Эти расчеты все время совершенствовались и дополнялись им с учетом новых достижений мировой науки.

В своих трудах Цандер вначале исследовал влия­ние добавления кислорода к воздуху на температуру сгорания (в случае сжигания бензина). Расчет произ­водился вначале без учета диссоциации, и поэтому по­лучились завышенные значения температур. Далее уче­ный показал, что при переходе от двигателя, работаю­щего на бензине и воздухе, к двигателю, в качестве компонентов которого используется бензин и кислород, температура газа в камере возрастет примерно с 2300°К до 5000°К. Такие результаты привели ученого к решению произвести более точный расчет, с учетом дис­социации, и рассмотреть условия охлаждения стенок камеры. Учтя в первом приближении диссоциацию га­зов, он нашел, что при сжигании бензина в воздухе температура газов остается примерно прежней, а при использовании в качестве окислителя чистого кислорода она равна не 5000°К, как получалось раньше, а всего лишь 3800°К. Получив подтверждение своих

Страница 1 из 612...Последняя »
Posted in Нпбви