Сохранившиеся рукописи ученого не только интересны для исследования, над чем кропотливо и настойчиво работал Цандер, но они и показывают, как он работал. Особенно интересны материалы и рукописи расчета опытного ракетного двигателя на жидком топливе, относящиеся к периоду 1922—1929 гг. В этих расчетах, как и во всей его творческой деятельности, поражает применяемый им обширный математический аппарат. Такой математический аппарат, как у Цандера, определяющий и обосновывающий идеи ученого, в то время, пожалуй, никем из работавших в этой области не приводился.
Он писал: «Я, главное, математик». И, как никто другой, ученый использовал свои глубокие математические познания в исследовании теории космических полетов и в создании методики и практики расчетов первых ракетных двигателей.
Еще в январе 1924 г. Цандер излагал расчет большого по тому времени водородно-кислородного жидкостного реактивного двигателя с тягой в 1,5 т, который составлял в одном из вариантов часть его межпланетного корабля. В дальнейшем, продолжая работать над созданием жидкостного реактивного двигателя, ученый пришел к выводу о необходимости создания вначале опытного, экспериментального двигателя небольшого размера, на котором он будет иметь возможность проверить правильность своих расчетов и правильность выбора конструктивных форм для задуманного им жидкостного реактивного двигателя.
В сохранившихся стенографических записях Цандера за 1922 год на 136 страницах даются технические расчеты, схемы и эскизы опытного жидкостного реактивного двигателя. Более 70% текста здесь составляют выведенные ученым формулы и произведенные им математические расчеты параметров, конструктивных узлов и выходных данных двигателя. Эти расчеты все время совершенствовались и дополнялись им с учетом новых достижений мировой науки.
В своих трудах Цандер вначале исследовал влияние добавления кислорода к воздуху на температуру сгорания (в случае сжигания бензина). Расчет производился вначале без учета диссоциации, и поэтому получились завышенные значения температур. Далее ученый показал, что при переходе от двигателя, работающего на бензине и воздухе, к двигателю, в качестве компонентов которого используется бензин и кислород, температура газа в камере возрастет примерно с 2300°К до 5000°К. Такие результаты привели ученого к решению произвести более точный расчет, с учетом диссоциации, и рассмотреть условия охлаждения стенок камеры. Учтя в первом приближении диссоциацию газов, он нашел, что при сжигании бензина в воздухе температура газов остается примерно прежней, а при использовании в качестве окислителя чистого кислорода она равна не 5000°К, как получалось раньше, а всего лишь 3800°К. Получив подтверждение своих