Генрих де-ля-Тур д’Овернь виконт де-Тюренн родился в Седане 11 сентября 1611 г. Он был вторым сыном герцога Бульонского, принца Селянского, который, будучи другом и сподвижником Генриха Наваррского (впоследствии короля Франции), участвовал во всех войнах этого талантливого полководца и политического деятеля на рубеже XVI и XVII веков. Бурная эпоха феодальных смут, в которых протекала деятельность герцога Бульонского, отца Тюренна, наложила глубокий отпечаток на характер и мировоззрение будущего полководца.
Всю вторую половину XVI века во Франции шли непрерывные гражданские войны. Основной причиной их являлось постепенное образование абсолютной дворянской монархии. Неравномерное экономическое развитие Франции создало довольно сложную классовую расстановку внутри страны. В отдельных областях (Бургундия, Овернь, Бурбонэ, Ниверне) сохранялось крепостное право, тогда как в другой части страны личная зависимость крестьянства давно исчезла — ее заменила более высокая форма феодальной эксплуатации— оброчная система в виде натуральной, а в южных областях — денежной ренты.
С другой стороны, феодальный класс не был однообразен в ту эпоху. Наряду с мелким и средним дворянством, поддерживающим абсолютную монархию, аристократическая верхушка феодального общества, особенно в новоприобретенных областях, в Бургундии, Бретани и Провансе, владея обширными землями, (чувствовала себя совершенно независимо от центрального правительства, подчас отказываясь повиноваться королю и видя в нем только первого дворянина страны.
Буржуазия также по-разному относилась к королевскому абсолютизму. Буржуазия богатых областей Прованса, имевшая тесную связь с северо-итальянскими торговыми городами, пользовавшаяся монополиями и привилегиями, так же как и буржуазия северо-западных городов (Ля-Рошель, Нант и др.), в отличие от буржуазии центральной Франции видела в фискально-налоговой политике абсолютизма только стеснения и покушения на свои права, а потому в некоторой степени смыкалась с оппозицией знати.
Борьба во Франции, как и во всей тогдашней Европе, велась под религиозными лозунгами — под лозунгами кальвинизма. В сущности эта идеология, требовавшая конфискации церковных имуществ, упрощения религиозных обрядов, отмены монашества и т. д., была чисто буржуазной идеологией. Как подчеркивает Энгельс, буржуазия