Гавань Петра и Павла. Часть вторая.

Капитан-командор Беринг и лейтенант Ваксель стояли рядом с штурвальным и напряженно следили за поверхно­стью моря. Вот-вот должен был появиться риф, разделяющий пролив надвое. Столкновение с ним означало бы неминуе­мую гибель.

Вдруг они ощутили сильный толчок, и „Св. Петр” резко замедлил ход.

— Лейтенант Ваксель, — отрывисто приказал капи­тан- командор, — немедля проверьте, нет ли пробоины в днище судна.

Ваксель поспешно бросился выполнять распоряжение начальника.

Тем временем волны, нагоняемые западным ветром, обрушивались сзади на пакетбот, разлетаясь тысячами брызг и пенясь у фальшбортов. Шлюпка, привязанная за кормой, то и дело ударялась об нее, порой ее так подбра­сывало, что она оказывалась высоко над палубой.

Но несмотря на сильнейший напор ветра и волн, „Св. Петр” не двигался ни вперед, ни назад.

Между тем поднявшийся снова на мостик лейтенант доложил, что течи нигде не обнаружено.

Беринг рассеянно выслушал его доклад, продолжая отдавать команды штурвальным. Он уже понял, в чем причина столь необычной остановки корабля. Наблюдая за направлением ветра и волн, Беринг обнаружил, что „Св. Петр” очутился в проливе как раз в тот момент, когда приливная волна, двигающаяся с востока, вошла в столк­новение с волнами, нагоняемыми сильным встречным ветром.

Положение создалось опасное. Малейшая ошибка, ма­лейшее отклонение судна от ветра могли привести к его неминуемой гибели.

Команда выбивалась из сил, выполняя приказания капитан-командора.

Но вот постепенно напор приливной волны стал ослабе­вать, и „Св. Петр”, скрипя снастями, медленно двинулся вперед. Все облегченно вздохнули. Опасность миновала.

27 сентября, спустя двадцать дней после отплытия из Охотска, пакетботы оказались в виду Авачинской губы — цели своего путешествия. Но войти в нее оказалось невоз­можным.

Непроглядный туман плотным серо-белым покрывалом окутал поверхность океана, скрыв от взоров мореплавате­лей вход в бухту. А когда туман начал рассеиваться, раз­разился жесточайший шторм.

Не оставалось ничего иного, как повернуть в открытое море и там переждать, пока буря утихнет. Только десять дней спустя ветер унялся, и 6 октября 1740 года изрядно потрепанные продолжительным штормом „Св. Петр” и „Св. Павел” бросили наконец якоря в просторной Авачинской бухте.

Пустынные берега ее оживлялись лишь несколькими строениями, сооруженными отрядом мичмана Елагина, посланным на Камчатку еще год назад. Рядом с тремя жилыми домами размещалось несколько магазинов (В те времена так назывались постройки, предназначенные для хранения каких-либо запасов).

Мичман и его подчиненные радостно приветствовали прибывших. Началась разгрузка пакетботов. Мореплава­тели оставались здесь на зимовку.

* * *

Прошло много лет, и несколько строений на берегу Авачинской бухты превратились в большой благоустроен­ный город и крупнейший торговый порт советского Даль­него Востока. Этот город-порт называется Петропавловском- Камчатским, в честь первых русских судов, посетивших Авачинскую бухту.

Posted in Географические названия