Город на Ангаре. Часть первая.

Город на Ангаре. Часть первая.Мерно погромыхивая на стыках, по­езд устремлялся все даль­ше на восток. Далеко по­зади остались дремучие вятские леса, промелькну­ли сказочным видением неповторимые уральские пейзажи, сменившись бес­крайними равнинами Запад­ной Сибири. Прогрохотали стальные пролеты мостов, переброшенных через Обь и Енисей. И снова на железно­дорожное полотно надвинулся лес.

Бесконечная сибирская тайга сплошной стеной встала за окнами, протягивая к поезду свои мохнатые темно-зеле­ные лапы.

Я лежал на верхней полке и, глядя в окно, вспоминал, как двенадцать лет назад впервые любовался этими местами по пути на Дальний Восток, куда перебрасывали нашу воинскую часть летом 1945 года.

Казалось, с тех пор ничего не изменилось. Но я знал, что где-то здесь за безмолвным строем таежных великанов бурлит жизнь: роются котлованы, скрежещут экскаваторы и бульдозеры, поют механические пилы, возводятся стены домов, корпуса заводов и фабрик. Хотелось раздвинуть руками стволы деревьев и хоть одним глазком посмотреть на все это…

Я ехал на одну из крупнейших сибирских строек. С каждым часом поезд все более приближался к конечной цели моей поездки — Братску. И не только я, все пассажиры вагона ехали в Братск, который, как могучий магнит, притягивал к себе людей со всех концов страны.

В вагоне было шумно. Отовсюду доносились взрывы смеха, громкий говор, лихой стук костяшек домино.

Подо мною расположилась небольшая компания: трое молодых парней, ехавших на строительство Братской ГЭС, командировочный из Министерства строительства электро­станций, полный мужчина в очках, которые он поминутно поправлял растопыренными пальцами, да два братских „старожила”, возвращавшихся из отпуска. Один из них был совсем еще молодой, второй — постарше, лет сорока пяти — пятидесяти. Они работали на разных участках: молодой — шофером на самосвале, тот, что постарше, — ка­менщиком, и познакомились только здесь, в вагоне, но уже чувствовали себя старыми приятелями, чуть ли не закадычными друзьями. Еще бы! Они пришли на Ангару в числе первых, их руками закладывался фундамент стройки! Это объединяло и роднило их.

Наблюдая в окно за стремительно мелькающими деревь­ями, я прислушивался к происходившему внизу разговору.

—  Даа, — неторопливо говорил каменщик, значительно поглядывая на молодых ребят, — вот вы сейчас сидите в вагоне, покуриваете да природой здешней в окно любуе­тесь. И невдомек вам, что есть кругом места почище этих, красоты прямо-таки неописанной. Эх, — вздохнул он с сожалением, — многое бы отдал, чтобы еще разок погля­деть на них.

—  Ты это о чем, Петрович? — полюбопытствовал Васи­лий (так звали шофера самосвала), отвлекаясь от газеты, в чтение которой он было погрузился.

—  Припомнилось мне, Вася, как в запрошлом году ехал я на машине из Тулуна в Братск. Вот где, хлопцы, красота! Век бы смотрел не нагляделся!

—  Ааа… — безразлично протянул Василий. По его тону видно было, что ему чужды восторги товарища, и красоты природы не задевают чувствительных струн его души.

—  Ааа! — передразнил его возмущенный каменщик. — Бесчувственное ты бревно после этого, Вася! Да ну тебя. Не обращайте, хлопцы, на него внимания. Лучше послу­шайте, что я вам скажу.

—  А что это за Тулун? — с интересом спросил один из парней. — Это где-нибудь там, в глухой тайге? — Он не­определенно махнул рукой.

—  Да нет же, зачем там. Тулун — железнодорожная станция, на магистрали стоит; от Тайшета, где нас отцеплять должны, почитай, километров триста будет, — разъяснил словоохотливый каменщик. — От него дорога на Братск есть, не ахти какая, но машины проходят.

Posted in Географические названия