66. Наиболее часто применяемым строем во время марша на лыжах через равнину или при подъеме на гору является колонна. Если позволяет местность, то двигаться следует колонной по два.
При движении по ровной местности или при подъеме на отлого поднимающийся склон дистанция между лыжниками должна быть по возможности наиболее короткой. При подъеме на склон, который чередуется с плоскими участками, дистанция соблюдается лишь между отдельными подразделениями.
Командир отделения несет ответственность за то, чтобы его отделение не отставало и чтобы скорость передвижения его была равномерной.
Высота, рельеф местности и состояние снежного покрова могут требовать увеличения дистанции.
67. Внутри отделения строевой порядок должен быть следующим: за командиром отделения должны идти более слабые лыжники и затем уже более сильные. Замыкающим должен быть наилучший лыжник.
68. Спуск совершается преимущественно небольшими группами, передвигающимися от одного сборного пункта до другого.
69. Первым спускается командир отделения. Он определяет направление спуска и намечает сборные пункты. Ни один солдат при спуске не должен его обгонять; при благоприятных условиях все подразделение должно спускаться по его лыжне. На открытом или весьма отлогом склоне каждый лыжник выбирает направление спуска до ближайшего сборного пункта самостоятельно для лучшего овладения местностью и избежания столкновений с другими лыжниками. Связь между лыжниками при спуске с горы не должна теряться.
Замыкающий спускается последним; на каждом сборном пункте он проверяет количество людей. При поломке лыж одним из солдат он направляет обратно одного из лучших лыжников с ремонтной сумкой для оказания помощи.
70. Скорость марша зависит от лыжной натренированности слабейшего из лыжников, обстановки, состояния снега и рельефа местности. Вначале скорость марша должна быть небольшой; если позволяет обстановка, ее следует уменьшить незадолго до привала и достижения намеченной цели.
Марш при подъеме на гору на лыжах требует значительно большего времени, чем подъем по бесснежной
местности. Разведывательные части, которые комплектуются из
лучших лыжников, быстро продвигаясь в гору, могут уйти вперед и затем остановиться.
71. Лыжный след при подъеме, который может быть использован другими лыжниками, должен иметь по возможности наименьшее количество поворотов. Слабейший лыжник должен использовать такой след, который ведет к постепенному подъему.
При прокладывании следа в глубоком снегу лыжники должны часто меняться. По команде «Сменить места!» впереди идущие лыжники отходят со следа в сторону и пропускают вперед идущих в конце отделения.
При вновь выпавшем глубоком снеге следует увеличить число лыжников, прокладывающих след, и как можно чаще производить смену.
Командир отделения при определении направления следа руководствуется следующими соображениями: укрытие от противника, введение его в заблуждение, безопасность при пересечении лавиноопасных склонов, экономия физической силы лыжников (избежание лишних кружных путей).
При пересечении лавиноопасных склонов он приказывает размотать лавинные шнуры и увеличить дистанцию между людьми.
Лавинный шнур должен быть у каждого лыжника и находиться в свернутом состоянии, закрепленным на ремне.
Если опасность возникновения лавины особенно велика, то скользящие лыжи следует заменить ступающими и пересекать склон в верхней его части.
Лыжи скрепляются вместе, так же как и палки, но последние несут отдельно от лыж.
72. После марша в течение 15 минут необходимо сделать первый привал (несколько минут) для осмотра лыж и снаряжения. При нормальном состоянии снежного покрова и погоды, а также при нормальной нагрузке солдат, после каждых 3—4 часов делается привал не менее чем на 30 минут.
Для привала выбираются такие места, которые защищены от ветра, лавин, возможности срыва камней или обломков льда и т. д. В районе ледника выбираются места, не имеющие трещин.
При сильном» морозе, ветре, дожде и мокром снегопаде делать длительные привалы нецелесообразно, так как они могут повлечь за собой окоченение и потерю сил. Пищу в этих случаях следует принимать во время движения. Темп передвижения при этом должен быть наиболее спокойным и равномерным.
73. Длительность переходов заранее можно определить только приблизительно. Чем! лучше предварительная тренировка, благоприятнее рельеф местности, лучше погода и состояние снега, чем меньше отряд и меньше нагрузка, тем переходы больше.
При расчете времени пользуются следующими указаниями.
При подъеме время, необходимое для передвижения по прямой (4 км/час), возрастает: на каждые 300 м подъема затрачивается в среднем 1 час.
При спуске затрата времени может колебаться от 1/2 до 1/10 времени, потребного для подъема, в зависимости от того, каковы погода, состояние снежного покрова, крутизна, груз, знание местности и величина подъема.
По ровной местности в час можно пройти 6 км (эта цифра не учитывает продолжительности марша).