Марш

66. Наиболее часто применяемым строем во время марша на лыжах через равнину или при подъеме на гору является колонна. Если позволяет местность, то двигаться следует колонной по два.

При движении по ровной местности или при подъеме на отлого поднимающийся склон дистанция между лыжниками должна быть по возможности наиболее короткой. При подъеме на склон, который чередуется с плоскими участ­ками, дистанция соблюдается лишь между отдельными под­разделениями.

Командир отделения несет ответственность за то, чтобы его отделение не отставало и чтобы скорость передвиже­ния его была равномерной.

Высота, рельеф местности и состояние снежного покрова могут требовать увеличения дистанции.

67. Внутри отделения строевой порядок должен быть следующим: за командиром отделения должны идти более слабые лыжники и затем уже более сильные. Замыкающим должен быть наилучший лыжник.

68. Спуск совершается преимущественно небольшими группами, передвигающимися от одного сборного пункта до другого.

69. Первым спускается командир отделения. Он опреде­ляет направление спуска и намечает сборные пункты. Ни один солдат при спуске не должен его обгонять; при бла­гоприятных условиях все подразделение должно спускаться по его лыжне. На открытом или весьма отлогом склоне каждый лыжник выбирает направление спуска до ближай­шего сборного пункта самостоятельно для лучшего овла­дения местностью и избежания столкновений с другими лыжниками. Связь между лыжниками при спуске с горы не должна теряться.

Замыкающий спускается последним; на каждом сборном пункте он проверяет количество людей. При поломке лыж одним из солдат он направляет обратно одного из луч­ших лыжников с ремонтной сумкой для оказания помощи.

70. Скорость марша зависит от лыжной натренирован­ности слабейшего из лыжников, обстановки, состояния снега и рельефа местности. Вначале скорость марша долж­на быть небольшой; если позволяет обстановка, ее следует уменьшить незадолго до привала и достижения на­меченной цели.

Марш при подъеме на гору на лыжах требует значи­тельно большего времени, чем подъем по бесснежной

местности. Разведывательные части, которые комплектуются из

лучших лыжников, быстро продвигаясь в гору, могут уйти вперед и затем остановиться.

71. Лыжный след при подъеме, который может быть использован другими лыжниками, должен иметь по возмож­ности наименьшее количество поворотов. Слабейший лыж­ник должен использовать такой след, который ведет к по­степенному подъему.

При прокладывании следа в глубоком снегу лыжники должны часто меняться. По команде «Сменить места!» впе­реди идущие лыжники отходят со следа в сторону и про­пускают вперед идущих в конце отделения.

При вновь выпавшем глубоком снеге следует увеличить число лыжников, прокладывающих след, и как можно чаще производить смену.

Командир отделения при определении направления следа руководствуется следующими соображениями: укрытие от противника, введение его в заблуждение, безопасность при пересечении лавиноопасных склонов, экономия физической силы лыжников (избежание лишних кружных путей).

При пересечении лавиноопасных склонов он приказывает размотать лавинные шнуры и увеличить дистанцию между людьми.

Лавинный шнур должен быть у каждого лыжника и находиться в свернутом состоянии, закрепленным на ремне.

Если опасность возникновения лавины особенно велика, то скользящие лыжи следует заменить ступающими и пере­секать склон в верхней его части.

Лыжи скрепляются вместе, так же как и палки, но по­следние несут отдельно от лыж.

72. После марша в течение 15 минут необходимо сделать первый привал (несколько минут) для осмотра лыж и сна­ряжения. При нормальном состоянии снежного покрова и по­годы, а также при нормальной нагрузке солдат, после каж­дых 3—4 часов делается привал не менее чем на 30 минут.

Для привала выбираются такие места, которые защи­щены от ветра, лавин, возможности срыва камней или об­ломков льда и т. д. В районе ледника выбираются места, не имеющие трещин.

При сильном» морозе, ветре, дожде и мокром снегопаде делать длительные привалы нецелесообразно, так как они могут повлечь за собой окоченение и потерю сил. Пищу в этих случаях следует принимать во время движения. Темп передвижения при этом должен быть наиболее спо­койным и равномерным.

73. Длительность переходов заранее можно определить только приблизительно. Чем! лучше предварительная тре­нировка, благоприятнее рельеф местности, лучше погода и состояние снега, чем меньше отряд и меньше нагрузка, тем переходы больше.

При расчете времени пользуются следующими указани­ями.

При подъеме время, необходимое для передвижения по прямой (4 км/час), возрастает: на каждые 300 м подъема затрачивается в среднем 1 час.

При спуске затрата времени может колебаться от 1/2 до 1/10 времени, потребного для подъема, в зависимости от того, каковы погода, состояние снежного покрова, кру­тизна, груз, знание местности и величина подъема.

По ровной местности в час можно пройти 6 км (эта цифра не учитывает продолжительности марша).

Posted in Наставление для горнострелковых частей германской армии