102. Для облегчения ориентировки в незнакомой местности служат карты, компас (лучше всего походный) и высотомер. Каждый командир альпийского отряда должен уметь пользоваться ими.
103. Каждый альпийский солдат должен уметь точно и понятно описывать как устно, так и письменно горную местность, дороги и т. д.; для этого он должен обладать хорошей памятью, столь необходимой в запутанной горной обстановке.
104. Более точное описание местности всегда дает командир рекогносцировочного отряда.
105. Разведка маршрута до подъема в гору довольно проста, особенно же если он нанесен на карте. Гораздо труднее определить маршрут с подъемом на гору. Единственными указателями маршрута (и то не всегда) являются лесные и луговые тропинки, охотничьи тропы и т. д., которые очень редко наносятся на карту, к тому же они весьма изменчивы (в особенности луговые тропинки).
Трудность ориентировки еще более увеличивается в высокогорных долинах, скалах и ледниках, совершенно лишенных каких-либо тропинок.
106. Выбор верного направления пути при подъеме, с которого были бы видны окружающие скалы, является решающим моментом для успешного выполнения задачи. Неудачный выбор пути подъема ставит под вопрос достижение цели, так как ошибка, сделанная вначале, трудно поддается исправлению. В случае ошибки нужно вернуться к исходному пункту и подыскать более удобное для подъема место.
Легче всего выбрать правильное направление с возвышенного пункта, удаленного от склона, с которого можно хорошо осмотреть близлежащую пересеченную местность.
107. В области ледника, при хорошей погоде, надежными вехами для идущих позади являются следы в снегу. При ветре и метели следы тотчас же заметаются, причем однообразный белый и серый фон без каких-либо выступающих контуров очень легко приводит к потере ориентации.
108. При сильно пересеченных ледниках с большими трещинами и обрывами во льду приходится отклоняться от главного направления. С наступлением неблагоприятной погоды ориентация часто становится невозможной; в этом случае нужно либо дождаться улучшения погоды, либо повернуть обратно.
109. Легко проходимые в скалах места приводят к отклонению от линии подъема. Если при этом путь внезапно преграждается крутыми скалами, то прежде чем их обходить, нужно убедиться в правильности основного направления подъема.
Если для нахождения потерянного направления требуются значительное время, технические изыскания и т. д., то командир отряда должен отвести переутомленных людей в безопасное место для отдыха и вывести их оттуда лишь после того, как путь будет найден. Непосредственно не участвующие в поисках дороги не должны ни при каких обстоятельствах покидать отведенного им места и самостоятельно производить поиски, так как это может привести к потере людей и к несчастным случаям.