Овладение военной наукой с потешными войсками.

Овладение военной наукой с потешными войсками.Не раз  происходили примерные битвы между потешными и стрелецкими полками, в  которых  принимал  участие сам  Государь, опаленный раз  в  лицо от  взрыва горючих  веществ . Кожуховский поход  даст  понятие о подобных  битвах . Армия разделена была на две полови­ны—свою и неприятельскую. В  одной генералиссимусом   назначен  был  князь Ф. Рамодановский, в  другой И. Бу­турлину , сам  Царь имел  звание ротмистра Преображенского полка. Против  деревни Кожухова, в  полуверсте от  реки Москвы нарочно сооружен  был  городок , земляное укрепление, обнесенное валом  в  5 аршин  вышины и рвом  до 4 аршин  глубины: его нужно было взять Рамодановскому  у Бутурлина, Сначала выступил  с  своею армией Бутурлин : заняв  крепость и назначив  в  ней коменданта, он  устроил  позади ее укрепленный лагерь, потом  дал  знать, что ждет  неприятеля. С  музыкою и барабанным  боем  чрез  Москву прошла армия Ромодановского, в  которой пред  Преображенским  полком  маршировал  и бомбардир Петр  Алексеев . У Кожухова нужно было переправиться на неприятельскую сторону чрез  Мо­скву – реку на мелких  судах ; тут  произошла схватка с  неприятельскою конницею, а стрельцы, услышав  ружей­ные выстрелы, толпами высыпали из  своих  укреплений; но подоспели полки Преображенский и Семеновский и про­гнали их  в  лагерь; наши завладели на правом  берегу мостом , по которому удобно перешла остальная армия. Мы тотчас  стали устраивать укрепленный лагерь по правилам  науки, обвели его рвом  в  сажень шириною и глу­биною и окружили валом , на котором  поставили рогатки. Когда наша пехота подошла к  самому рву неприятельских  укреплений, стрельцы вышли из  лагеря и стремительно кинулись на правое крыло ее; но Гордон  встретил  их  таким  огнем , что после получасового боя они удалились. Тогда генералиссимус  созвал  военный совет , чтоб  узнать, как  овладеть крепостью. Положили взорвать часть вала подкопами и потом  штурмовать крепость. Повели подкопы; из  лагеря вышло 300 стрельцов , чтоб  мешать нашим  и напасть на минеров ; Преображенский полк  отбил  их , а бомбардир  Петр  Алексеев  взял  в  плен  пол­ковника Стремянного полка, за что генералиссимус  публич­но благодарил  его. Пошли на приступ : после двухчасо­вого боя, осажденные принуждены были уступить и с  вала бросились в  городок ; наши овладели крепостью. Но Царь недоволен  был  таким  торжеством ; он  желал осады правильной, которая бы лишила неприятеля средств  продолжать оборону, и велел  Бутурлину снова занять крепость и оборонять ее до последней крайности. Снова пове­ли подкопы с  двух  сторон , с  одной распоряжался сам  Царь. Овладение военной наукой с потешными войсками.В  крепость посыпались бомбы, которые большею частью метал  бомбардир  Петр  Алексеев . Когда царский подкоп  с  миною в  4 ящика пороха был  уже готов , генералиссимус  отдал  приказ  штурмовать крепость. Войска двинулись, мина была зажжена, последовал  взрыв , вал  осел  , и Преображенский полк  без  труда перешел  в  крепость и в  самый городок . Стрельцы, будучи не в  состоянии держаться в  крепости, удалились в  лагерь, ко­торый решился обороняться. Бомбардиры Преображенского полка стали палить но нем  из  пушек  и мортир ; жут­ко приходилось ему, но Бутурлин  не хотел  сдаваться. Тогда Рамодановский отдал  приказ —штурмовать лагерь. Наши  двинулись и встретили сильный отпор ; тут  дра­лись не па шутку: с  обеих  сторон  много было перера­нено и даже перебито, точно в  настоящем  бою. Когда Преображенский полк  наконец  ворвался в  лагерь, увлек­ши за собою и другие полки, осажденные положили оружие и сдались военнопленными. Их  главнокомандующего , связав  по рукам , отвели в  шатер  генералиссимуса, а стрельцов  выстроили в  иоле в  одну линию, в  другую победоносное войско, и князь Рамодановский с  своею свитою церемониально проехал  между обеими линиями. На следующий день был  у него большой пир , и войска разошлись по своим  квартирам .—Вот  как  учился военному и мор­скому делу наш  Царь-богатырь! Он  не слушал  лекций профессоров  военной и морской академий; он  сам  добы­вать знания на практике, сам  себя учил  самым  делом , при котором  у него, как  у ученика-самоучки, без  сомнения; могли быть и неудачи, как  после увидим . В  тоже время, как  у всестороннего гения, у него была охота ко всему: он  за все брался, не пренебрегая самыми простыми работами; и потому знал  все, что нужно было знать сол­дату, матросу, корабельному плотнику, токарю, бомбардиру, артиллеристу, инженеру.

Posted in Царь-богатырь Петр Великий
ilavka.ru
vbunyrevo.ru