Подобно тому как существовала разница между каперством и пиратством, различались также и формы работорговли. Существовала торговля невольниками, поощряемая или санкционированная соответствующими государствами, колониальными державами; была и нелегальная, контрабандная торговля рабами, появившаяся самое позднее после всеобщего запрещения работорговли на Венском конгрессе в 1815 году. Занятие нелегальной работорговлей приравнивалось к пиратству и в большинстве государств наказывалось смертной казнью. Если от времен легальной перевозки рабов сохранился целый ряд оригинальных документов, статистические данные и сообщения самих работорговцев и моряков, занимавшихся перевозкой невольников, то свидетельства о нелегальной торговле живым товаром можно почерпнуть почти исключительно из судебных актов.
Для перевозки рабов использовались довольно небольшие, по нашим понятиям, суда. В основном это были двухмачтовые парусники, имевшие 25—30 м в длину и 6—7 м в ширину. Опорными пунктами работорговли являлись в Англии — Лондон, Бристоль и Ливерпуль, во Франции — Нант, Гавр, Марсель и Бордо, в Испании — Севилья, в Португалии — Лиссабон, в Нидерландах — Роттердам. В витринах магазинов этих городов выставляли предметы снаряжения, необходимые работорговцу для его «предприятий».
Прежде всего необходимо было запастись достаточным количеством бочек, чтобы иметь на борту необходимый запас питьевой воды. Затем следовали переносные железные печи с большими котлами для варки пищи и посуда для питания пленников. В качестве провианта на борт брали бобы, горох, муку, крупу и ячменные хлопья. Иногда брали также и рис, хотя обычно рис можно было закупить гораздо дешевле на африканском побережье. Там же приобретали сладкий тропический картофель и пальмовое масло.
- Из чего еще состояло снаряжение, говорит объявление об аукционе, который был проведен в 1756 году в Ливерпуле. Здесь покупателю предлагались следующие предметы: 11 железных ошейников, 54 ножные цепи, 22 пары наручников, 4 длинные цепи для рабов…
В этом сообщении не перечислялись еще плети и широко применявшиеся специальные тиски для пальцев, которыми пользовались для того, чтобы сломить строптивость, находившихся на борту африканцев.
Как только