«Гневается Бог, надо умилостивить его»…—думали в то время люди. Их совесть мучила, и они задумывались о своей жизни. За что гневается на них Бог? Так ли они живут, как велит евангелие? Нет , далеко не так …
И тогда смертельный страх нападал на человека, и он приходил в совершенное отчаяние. Он бросал все — и семью, и добро свое, и покой , — удалялся в пустыню, держал пост и всячески изнурял себя. «Бог – де увидит , что я мучаю себя для него, и смилостивится над нами»… И много таких людей-отшельников образовалось в то время.
Жил – был в то время такой же отшельник Петр Пустынник , из Пикардии (Бывшая северо-восточная провинция Франции; главный город—Амьен, потому и Петр Пустынник получил прозвище Петра Амьенского. ) родом . Человек сильной воли, строгий, воздержанный, весь преданный религии. Раньше он и на войне бывал , и в миру, и в церквях служил , да все ему было не по себе, все его совесть мучила.
И поступил он тогда в один суровый, строгий монастырь. Жил уединенно, все думая о Боге, молясь за людей по целым ночам и истязая себя тем , что голодал и бил себя веревкой по обнаженным плечам .
Ярко сказывалось на этом человеке общее тревожное настроение, страх перед Богом за недостойную жизнь.
Отправился и он как -то на поклонение гробу Господню, да не удалось ему попасть в Иерусалим . А между тем воочию увидел он общее разорение страны, страдания христиан на Востоке, вымогательства турок , которые оскорбляли христиан , да и его не оставили в покое.
И исполнилось сердце его гневом , и тогда же решил он принять на себя роль защитника правды.
— «Господи! Ради имени Твоего, ради страдальцев буду убеждать дома всех – скорей и скорей снять иго неверных !»…—- искренно повторял он сам про себя, и слезы градом лились из глаз его, и в бессильном отчаянии ломал он руки.
Вот каким вернулся он в Европу, в Рим . Весь горел он от нетерпения; проповеди его были один вопль,—болезненный, страдальческий вопль,—и когда он добрался до папы Урбана II и бросился к ногам его с пламенной речью и искренними слезами, сам папа поддался влиянию силы возмущенного, исстрадавшегося сердца. И понял папа, что Петр Пустынник при своей увлекающейся, пылкой натуре, при своем знании простого народа, среди которого он жил , сумеет вдохновить толпу. И точно, не ошибся он в нем .
С этого началось движение римских христиан , вспыхнуло общее негодование открыто и единодушно.
Худой, изможденный всяческими лишениями, с лихорадочно горящими глазами, в рубище, босой, -загорелый от южного солнца—сильное впечатление производил Петр Амьенский уже одним своим видом на толпу.
Сидя на осле , перекочевывал он всюду из селения в селение, с Распятием в руках, с обнаженной головой. И всюду его встречали с восторгом . Он объехал всю Францию и соседние государства.
Когда начал он говорить со слезами на глазах , прерывающимся от рыданий голосом , страстно, убежденно, — никто не мог устоять перед ним. Люди опускаясь на колени, падали ниц , целовали край его рубища.
И вся толпа словно гипнотизировалась им . Люди забывал все,—и дом , и семью, и работу,—и буквально бежали за ним следом , чтобы только уловить каждое его слово…
Почему поддавался так общему настроению народ ? К этому привело общее тяжелое настроение, постоянные думы о смерти о Боге, потом частые войны, неурядицы, голод . Все это объяснялось гневом Божиим , и казалось так , что стоит начать крестовый поход против сарацин , — и это сразу смягчит гнев Божий и Бог сжалится над ними и вернет им Свою милость…
В одну зиму Петр Амьенский собрать огромную толпу своих последователей, которая вся была настроена крайне фанатично, хотя тут были, и мужчины, и женщины, и дети всех возрастов .