33. Спуск «полуплугом» дает возможность при скатывании наискось с довольно крутого склона производить повороты во время движения. Тренировка в данном спуске вырабатывает у солдат навыки, необходимые для перехода через сильно пересеченную местность с тяжелым грузом за спиной, поэтому она чрезвычайно важна с военной точки зрения (рис. 42).
Рис. 42. Торможение „полуплугом” с упором на одну палку.
Если при диагональном спуске применяется сильное приседание, то основной вес тела приходится на нижнюю лыжу, а верхняя освобождается от нагрузки и держится горизонтально; носки лыж находятся один около другого. При повороте «полуплугом» вес тела перемещается на верхнюю лыжу (продолжающую играть роль тормоза) при одновременном винтообразном движении корпуса, начиная с поворота плеч, таза и кончая поворотом лыж; плечи при этом отклоняются внутрь, а таз — наружу. Внешнюю ногу следует немного согнуть в колене так, чтобы основной вес тела приходился на внутреннюю ногу и чтобы внешней лыжей (которая будет при этом ненагруженной) можно было произвести постепенный поворот, не меняя основной стоики (носки лыж вместе, задние концы врозь). Во время винтообразного поворота корпуса внутренняя нога сгибается больше, а лыжа выдвигается немного вперед, так, что тяжесть тела перекладывается сперва на внешнюю лыжу, а затем, по завершении поворота, равномерно распределяется на обе ноги (рис. 43).
Рис. 43. Поворот „полуплугом”:а- приседание; б — упор; в — перенос веса тела наружу; г — внутренняя лыжа вперед.
Основные положения фиксируются следующими командами: «Приседание!» — «Упор!» — «Вес на внешнюю лыжу!» — «Внутреннюю лыжу вперед!»
На схеме поворота (рис. 43) загруженные лыжи показаны черными, а облегченные белыми.
34. Методика обучения. Употребление команд преследует цель научить лыжников своевременным и плавным движениям при перемене стойки и переходе из одного положения в другое.
Инструктор поступает следующим образом. Он двигается на лыжах и подает команду: «Приседание!», и приседает сам; подает команду: «Упор!», и принимает соответствующую стойку; подает команду: «Вес на внешнюю лыжу», и переносит вес на эту лыжу, и т. п. Затем каждый из учащихся самостоятельно выполняет упражнения, сопровождая каждый переход из одного положения в другое командами, так же как это делал инструктор: «приседание» — «упор» и т. д.
При таком методе обучения инструктор не упустит из виду важных моментов и не будет останавливаться на маловажном. Что касается учащегося, то применение команд поможет ему гораздо лучше запечатлеть основные моменты, чем при самых длительных разъяснениях инструктора. Употребление команд не должно нарушать ритмических движений при спуске.
35. Последовательность упражнений.
1) предварительные упражнения на месте: приседание, вес на нижнюю лыжу, упор верхней лыжей;
2) предварительные упражнения во время спуска: при спуске наискось на небольшой скорости сделать приседание, отвести в сторону облегченную верхнюю лыжу (так, чтобы носки лыж были вместе) и съезжать таким образом на некоторое расстояние в направлении, которое указывает нижняя лыжа, являющаяся ведущей; при выполнении этого упражнения подаются команды: «Приседание!» — «Упор!»;
3) упражнения в переносе веса тела на ровном месте (см. п. 33);
4) упражнения в поворотах «полуплугом» во время спуска, сопровождаемые командами; повторять эти упражнения следует до тех пор, пока лыжник полностью не овладеет поворотами; повороты следует производить в обе стороны; сделав один поворот направо, тотчас же делать поворот налево;
5) упражнения в поворотах «полуплугом» во время спуска в сильно пересеченной местности; инструктор при этом знакомит обучающегося со спусками в местности с разнообразным рельефом, имеющей, однако, благоприятный снежный покров, где можно успешно делать повороты; в тех местах, где это допускают рельеф и состояние снежного покрова, следует применять предварительное затормаживание хода боковым соскальзыванием с наклоном туловища в сторону уклона, переходя затем к повороту «полуплугом».