21. Повороты на ровных местах осуществляются простым захождением по дуге; на крутых же склонах следует делать так называемый «разворот» (рис. 37).
Прежде всего начинающих обучают более легкому «развороту в сторону долины», который практически применяется лишь при ходьбе по крутым склонам с тяжелым рюкзаком за спиной. Такой разворот делают следующим образом: нижнюю лыжу ставят отвесно в положение 1 (рис. 37, а), поворачивают в обратную сторону — в положение 2 и ставят параллельно другой лыже; лыжник переносит на нее опору и поворачивает другую лыжу в том же направлении — в положение 3.
Рис. 37. Повороты на месте при подъемах: а—поворот через нижнюю пыжу; б- поворот через верхнюю пыжу; в—поворот спиной.
Гораздо чаще пользуются «разворотом в сторону горы»; для этого лыжник одним взмахом поворачивает верхнюю лыжу, ставит ее носком в другом направлении, несколько выше второй лыжи, и переносит на нее опору — см. положение 1 (рис. 37, б). Затем он поворачивает другую лыжу (см. положение 2), ставит ее на ступень выше первой, переносит на нее упор и выравнивает с первой лыжей (см. положение 3).
Разворот можно делать и назад, поворачивая нижнюю лыжу вокруг другой ноги и выравнивая затем по ней вторую лыжу (рис. 37, в).
22. Методика обучения. Упражнения должны проводиться непосредственно на склоне горы. Прежде всего инструктор проделывает намеченное упражнение сам и затем уже подает команду всей группе, подразделяя эту команду на отдельные этапы, по счету.
Для большинства учащихся достаточно проделать несколько упражнений. Длительные разъяснения излишни. Нужно следить за тем, чтобы учащиеся правильно пользовались палками.
Во время учебных выходов, при наличии удобного случая, следует обучать практическому применению поворотов в горах, там, где они могут производиться на довольно ровной поверхности. При этом следует избегать трудных поворотов, требующих большой затраты сил.