41 и 42. Меры предосторожности:
а) Необходимо иметь при себе лавинный шнур (25—30 м длиной, 5—7 мм толщиной, красный или зеленый); одним концом этого шнура следует обвязаться так, чтобы другой конец его можно было легко распустить. Этот шнур облегчает поиски жертв лавины.
б) В зимнее время в высоких горах ни один человек не должен передвигаться в одиночку. В районе, подверженном лавинам, между идущими должны сохраняться большие расстояния, по крайней мере на длину лавинного шнура.
в) При тумане (если это допускается приказом) продвижение следует прекратить.
г) Во все время продвижения нужно наблюдать за окружающей местностью и часто прощупывать палкой (или ледорубом) снежный покров.
д) Необходимо избегать крутых склонов с сыпучим (пылевидным) снегом.
е) Лавиноопасный склон .следует пересекать как можно выше, с тем чтобы масса возможной лавины наверху была наименьшей. Опасные места нужно преодолевать в наиболее узких участках склона.
ж) Для подъема и спуска следует пользоваться ребрами и хребтами, так как они покрыты более тонким слоем снега и поэтому более безопасны, чем ямы и русла.
з) На крутых лавиноопасных склонах пользоваться лыжами не разрешается. Подъем или спуск по этим склонам следует производить пешком, прощупывая палкой глубину снега.
и) Спускаться в долину с лавиноопасных склонов нужно медленно и осторожно, отнюдь не прыжками.
к) Если угрозы со стороны лавины избежать нельзя, то руководитель (командир) отряда принимает меры к тому, чтобы «тронуть» лавину. Во время этой операции необходимо следить за тем, чтобы не подвергнуться опасности со стороны «вторичной» лавины.
л) Альпинисты не должны себя связывать веревкой, ее следует применять лишь при обнаружении трещин и при пересечении узких лавиноопасных русел. В этом случае люди связываются веревкой попарно.
м) Необходимо, чтобы каждый солдат ясно представлял себе возможные опасности и знал, что ему следует предпринять при несчастном случае (рис. 5).
Рис. 5. Лавиноопасный склон:
а — скала; 6 — травянистый склон; в — снежный покров; г — наиболее удобное место для пересечения склона; д— наиболее опасное место для пересечения склона.