Бодро поднялись одушевленные Магометом люди и лавиной устремились на Палестину. Они напали на Иерусалим, бешено разграбили его и настроили мечетей на месте храмов. Пока правил халиф Омар, палестинским христианам было еще ничего себе жить. Но умер Омар,– и настали для них тяжелые, беспросветные времена.
И все-таки паломники шли и шли к Гробу Господнему, решаясь лучше подвергнуться смерти, нежели отказаться от поклонения Спасителю.
Им плохо приходилось в Святой Земле: их грабили, разоряли, преследовали мусульмане, желая насильно обратить их в магометанство. А те, кто упорствовали, подвергались пыткам, позору и смерти.
Несколько легче стало христианам в царствование мудрого халифа Гарун-аль-Рашида; он установил строгий порядок в своих владениях; завел дружеские отношения с императором Карлом Великим, отчего и паломникам в Святой Земле стало немного легче. Для них были устроены странноприимные дома, была учреждена охрана иноземцев и их имущества от разграбления; при домах были устроены сады, виноградники, обработанные поля, и на доходы с них да на пожертвования и существовали эти учреждения.
Частые посещения Святой Земли как-то сдружили и сроднили христиан Востока с христианами Запада. Нередко иерусалимские патриархи обращались к европейским христианам с просьбой помочь им, описывая бедность их церкви, указывая на то, что служители церкви нищенствуют, голодают по целым суткам. И Европа отзывалась на это охотно.
После Гарун-аль-Рашида у самих мусульман пошли распри, войны междоусобные, и мусульмане ослабели совершенно. Вот тут-то греки (византийцы), было, и ободрились: несколько удачных побед византийского императора Иоанна Цимисхия над мусульманами совсем оживили христиан. Да умер Цимисхий , и вскоре после того мусульмане снова стали теснить христиан в яростном безумии, доходившем до фанатизма (Фанатик – человек, действующий слепо по убеждению, не отдавая никакого отчета ни уму, ни добрым порывам сердца).